Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новороссийская средняя школа» ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Время Первых: ЭКО-десант» Автор программы: Сидорина С.Н. с. Новороссийское, 2024 г. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Полное название программы Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Время Первых: ЭКО-десант» Сидорина Светлана Николаевна, социальный педагог; ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности Контактный телефон, электронный Телефон: 2-31-49; адрес 8- 960-777-02-66 E-mail: novorosssh@r-19.ru Полное наименование Муниципальное бюджетное общеобразовательное организаций, ведомственная учреждение принадлежность, форма «Новороссийская средняя школа» собственности Тип программы социальная Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013г) Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы) Кадровое обеспечение программы: -перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация); -описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования социально-педагогическая Дети в возрасте от 6 до 16 лет. Особое внимание уделяется детям из семей социального риска (дети из неполных и многодетных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-инвалиды) Обогащение знаниями и опытом общения с природой. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора. Получение базы для самоопределения и профориентации. Воспитание экологической культуры. Повышение интереса к экологической и природоохранной работе детей. Воспитание в участниках проекта убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки, важности дальновидного разумного потребления природных ресурсов. Начальник лагеря: Сидорина Светлана Николаевна, социальный педагог, учитель начальных классов, первая квалификационная категория Ответственный за проведение спортивных часов: Лышко Наталья Геннадьевна, высшая квалификационная категория, учитель ИЗО и технологии; Пайметова Дарья Степановна, первая квалификационная категория, учитель начальных классов; Воспитатели: Старцева Алла Викторовна, учитель начальных классов; Ресурсная обеспеченность программы Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями) Механизм оценки эффективности реализации программы: Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные) Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения Гирняк Анна Леонидовна, учитель начальных классов; Чернова Галина Александровна, учитель биологии и химии; Долженко Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы; Попова Людмила Николаевна, учитель английского языка; Кульпина Ирина Дмитриевна, учитель математики; Медработник: 1 чел. Техперсонал: 2 чел. Кух. роаботники: 3 чел. Взаимодействие с районной газетой «Сельская Правда» и школьной газетой «Истоки», информационное сопровождение мероприятий на школьном сайте и в группе соц.сети «Вконтакте» Социальное взаимодействие организовано с СДК и сельской библиотекой с. Новороссийское, пожарной частью с. Новороссийское, театрами Республики Хакасия. Оценка программы детьми осуществляется через: проведение итогового анкетирования; желание ребенка посещать лагерь на следующий сезон; Оценка программы родителями отслеживается через: записи в книге отзывов; анкеты; приобретение путевки для своего ребенка на следующий сезон. Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через: ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей; анализ образовательных программ (дополнительное образование); обсуждение результатов смены на итоговом педсовете; желание работать в педагогическом коллективе лагеря на следующем сезоне Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся). В число критериев и показателей эффективности реализации тематической смены входят: 1. Качественные показатели: изменение степени сформированности личностных качеств, сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности, трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта, укрепление (развитие) социальных связей, формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело, психологически комфортное положение всех участников смены, степень включенности в активную жизнь лагеря, мотивация к здоровому образу жизни, приобретение нового социального опыта, удовлетворенность родителей и детей формами организации свободного времени, ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов. 2. Количественные показатели: количество участников смены, вновь стремящихся попасть на смену, статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха, сравнительные показатели травматизма и правонарушений. Содержание программы 1. Пояснительная записка 2 Целевой блок програмы 3. Ключевые идеи профильной смены «Время Первых: ЭКО- десант» 4. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение 4.1. Кадровое обеспечение и сетевое взаимодействие 4.2. Участники профильной смены «Время Первых: ЭКО-десант» 5. Логика реализации программы смены «Время Первых: ЭКО-десант» 6. Предполагаемые результаты программы 7. Список литературы 8. Приложения 1. Пояснительная записка Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Время Первых: ЭКО-десант» разработана на основе методического пособия «Программа профильной смены для организаций отдыха детей и их оздоровления по направлению деятельности Движения Первых ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ПРИРОДЫ «Время Первых: БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!» / авт.-сост. Л.С. Ручко, А.А. Дувакина; под ред. А.Г. Самохваловой. – [Электронное издание сетевого распространения]. – Кострома : КГУ, 2023. – 142 с., в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Конституция РФ; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; 4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»; 5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; 6. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в РФ»; 7. Приказы №286 и №287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года; 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»; 10. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; 11. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года; 12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»; 13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» «Время Первых: ЭКО-десант» - программа, построенная в игровом формате с заданным сюжетом, моделирующим ситуацию борьбы за сохранение чистоты планеты; ее реализация нацелена на запуск экологичной «программы поведения» в человеке, которая заставляет его пересмотреть привычный жизненный уклад, стереотипы общества потребления, неверие в свои силы и ставшее обычным равнодушие к тому, каким будет завтрашний день. Основная идея смены – необходимость переключения экологического образования с режима почти полностью теоретического и развлекательного в режим деятельностный и социально значимый. Важно мотивировать на активную деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды, дать детям почувствовать, что от каждого из них зависит многое, что каждый может внести свой вклад, ведь именно от действий каждого отдельного человека в итоге и складывается разрушительное или созидательное воздействие человечества на планету. Актуальность программы деятельности лагеря заключается в том, что запланировано очень много мероприятий по экологической тематике. Пришкольный лагерь поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Мы живём в красивейших местах нашей матушки-природы, которые обязательно нужно показать нашим детям. Новизна программы способствует созданию, утверждению и формированию новых норм поведения отдельных личностей и групп по отношению к окружающей среде. Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Срок реализации: 21 день (27.05.-16.06.2024г.) 2. Целевой блок программы Цель - профильной смены: создание условий для формирования на основе активной деятельности и интереса к экологии и экологических знаний активной, действующей позиции личности, готовой совершать значимые действия для позитивного преобразованияокружающей среды. Задачи программы Расширить и углубить знания участников по экологии, формировать знания рационального природопользования. Стимулировать устойчивый интерес к изучению окружающей среды; развивать у детей личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром. Обучать навыкам природоохранной и просветительской деятельности; воспитывать осознанную убежденность в необходимости бережного отношения к природе. Формировать навыки трудовой деятельности, дисциплины, самоорганизации. Формировать навыки общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры. Творчески развивать детей, формировать эстетический вкус. Создавать оптимальные условия для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей и духовнофизическое оздоровления участников отряда. Проводить профилактическую работу в рамках детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период, создавать доброжелательную атмосферу, способствующую ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. Формировать созидательные отношения к окружающему миру, настроя на здоровый образ жизни. Формы проведения мероприятий: экскурсии, маршрутные и интеллектуальные игры, обсуждения, мозговые штурмы, викторины, конкурсных программ, тематических эстафет, мастер-классов, коллективные творческие дела конкурсы рисунков, фотографий. 3. Ключевые идеи профильной смены «Время Первых: ЭКО- десант» Мероприятия в данной программе выстроены таким образом, чтобы сформировать в сознании участников мотивацию, установку на пересмотрсложившихся привычек и экологизацию своего образа жизни. В реализации программы важную роль играют и педагогические принципы построения учебновоспитательного процесса: Принцип комплексности. Предполагает единство, целостность обучения, развития и воспитания, тесную взаимосвязь между основными мероприятиями в рамках программы, логическую последовательность и взаимозависимость. Деятельностный принцип. Обучение и воспитание реализуется не путем лекций и нравоучений, а посредством активного включения в деятельность, большого объема практических работ. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. В учебной и воспитательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, увлечения, возможности. Природоохранный. Предполагает необходимость формирования ответственного, созидательного отношения к окружающей природе; воспитания активной нравственной позиции. Легенда профильной смены «Время Первых: ЭКО-десант» Команде Хранителей предстоит настоящая миссия по спасению планеты, цель которой выяснить, что происходит с родной планетой, какие причины позволили экологическому кризису захватить ее и что нужно сделать каждому человеку, чтобы спасти наш общий дом. Каждый отряд представляет собой команду «супергероев» – Хранителей Земли, миссия которых – не допустить на планете экологического кризиса и сохранить ее зеленой, чистой и процветающей. Для этого необходимо выяснить причины возникновения экологических проблем (загрязнения почвы, воздуха и воды, огромное количество мусора, вымирание видов и другое), понять, что должен делать каждый человек на Земле, чтобы не допустить ухудшения экологической ситуации и рассказать о своих открытиях как можно большему количеству людей. 4. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение. 4.1. Кадровое обеспечение и сетевое взаимодействие. Начальник лагеря – 1 чел. Воспитатели – 6 чел. Отвечающий за спортивные часы – 2 чел. Мед.работник – 1 чел. К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекаются работники столовой и технические работники школы. 4.2. Участники профильной смены «Время Первых: ЭКО-десант» Участниками профильной смены экологической направленности «Время Первых: ЭКО-десант» являются дети следующих возрастных групп: 8–10 лет – младший школьный возраст (уровень начального общего образования), 11–15 лет – подростковый возраст (уровень основного общего образования); 16–17 лет – старший подростковый возраст (уровень среднего общего образования). Состав участников профильной смены «Время Первых: ЭКО-десант» формируется из детей, объединённых на добровольных началах общими интересами в сфере экологии. Главным условием отбора является заинтересованность в получении экологического образования и активность, готовность к активному участию в мероприятиях смены. Общее количество участников смены – 50 человек. Сетевое взаимодействие Организовано сетевое сотрудничество с театрами РХ («Читиген»), СДК и сельской библиотекой с. Новороссийское, пожарной частью с. Новороссийское. 5. Логика реализации программы смены «Время Первых: ЭКО-десант» В качестве формы организации деятельности смены выбран игровой формат с заданным сюжетом, с помощью которого выстраивается модель поведения, позволяющая детям попробовать разные социальные роли, проявить творчество и самостоятельность. Работа ведется в группах. Легенда игры заключается в том, что участники смены перевоплощаются в юных супергероев – Хранителей Земли – и им необходимо за короткое время изучить проблемы окружающей среды, загрязненной и частично загубленной нерациональной организацией городской жизни, а также сформировать модель поведения, в которой повседневные действия человека способствуют поддержанию экологической среды. Программа представляет собой систему познавательных и творческихмероприятий, направленных на развитие исследовательских навыков в области естественных и технических наук. Содержание программы разделено на тематические дни, включающие подборки мероприятий. Каждый день включает отрядную работу (штаб команды Хранителей), практико-ориентированную образовательную программу, включающую создание практического или интеллектуального продукта деятельности (экологический десант Хранителей), и общелагерные мероприятия, объединенные единой темой. Последовательность мероприятий может варьироваться в зависимости от организационных обстоятельств, но рекомендуется придерживаться последовательности: работа штаба – экологический десант – общелагерные мероприятия. Штаб команды Хранителей – это внутриотрядные мероприятия, которые организуются с целью постановки темы/проблемы дня, теоретического введения в нее, проведения мозговых штурмов и подготовки практических мероприятий. Формы проведения мероприятий: мозговойштурм, командная работа, творческая работа, эрудицион, игра, мастер- класс. Экологический десант подразумевает практическое природоохранное или информационнопросветительское мероприятие, направленное на создание детьми продукта: это может быть проведение экологической акции или флешмоба, подготовка информационной газеты или видеоролика, проектирование экологической тропы, проблемная дискуссия и другое. Общелагерные мероприятия – массовые мероприятия, объединяющие разные команды-отряды, также посвященные теме дня. Они могут быть торжественными и праздничными, интеллектуальнопознавательными, соревновательными. Логика реализации каждого тематического дня следующая: Введение в тему дня, теоретическое ознакомление в увлекательной форме, сбор идей по решению проблемы. Практические мероприятия, формирующие активную по отношению к охране природы позицию. Взаимодействие с другими отрядами, применение полученных знаний в соревнованиях. Направления деятельности: Игровое взаимодействие. Через игру дети быстрее и легче полу- чают необходимые знания и умения. Именно поэтому игры являются наиболее подходящей формой деятельности для стимуляции интереса к изучению экологии и формированию чувства ответственности за будущее. Формирование экологически компетентного поведения в по- вседневной жизни. Без мотивации к действию экологичное по- ведение индивидуума невозможно. Мотивация – это именно тот рычаг, который переводит экологическую грамотность («я знаю, как поступать правильно») и экологическую культуру («я хочу поступать правильно») в непосредственное действие («я буду поступать правильно»). Творчество на экологическую тематику. Занятия творчеством – это развитие в ребенке или подростке созидательного начала. Главная цель любых творческих занятий – формировать неординарное мышление, настрой на саморазвитие и самосовершенствование. Объединяясь с экологической тематикой, творческая деятельность формирует бережное, созидательное отношение к окружающему миру. Практические мероприятия, непосредственное улучшение окружающей среды. Для реализации природоохранных целей недостаточно хорошей базы экологических знаний и нравственного экологического отношения. Необходима также практическая работа по благоустройству окружающей среды своими руками, которая помогает закрепить знания о природе, получить полезные трудовые навыки, формировать активное отношение к состоянию окружающей природы. 6. Предполагаемые результаты программы. Ожидаемые результаты профильной смены «Время первых: ЭКО-десант»: Обогащение знаниями и опытом общения с природой. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора. Получение базы для самоопределения и профориентации. Воспитание экологической культуры. Повышение интереса к экологической и природоохранной работе детей. Воспитание в участниках проекта убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки, важности дальновидного разумного потребления природных ресурсов. Ключевые идеи профильной смены Мероприятия в данной программе выстроены таким образом, чтобы сформировать в сознании участников мотивацию, установку на пересмотрсложившихся привычек и экологизацию своего образа жизни. В реализации программы важную роль играют и педагогические принципы построения учебно-воспитательного процесса: Принцип комплексности. Предполагает единство, целостность обучения, развития и воспитания, тесную взаимосвязь между основными мероприятиями в рамках программы, логическую последовательность и взаимозависимость. Деятельностный принцип. Обучение и воспитание реализуется не путем лекций и нравоучений, а посредством активного включения в деятельность, большого объема практических работ. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. В учебной и воспитательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, увлечения, возможности. Природоохранный. Предполагает необходимость формирования ответственного, созидательного отношения к окружающей природе; воспитания активной нравственной позиции. 6. Критерии эффективности реализации программы Оценка результативности программы будет осуществляться на уровне: детей: через анализ дня в отрядах; анкетирование; родителей: через анкеты; собеседования. педагогами: через ежедневный анализ; обсуждение результатов дня на ежедневных планерках; публикацию статей из опыта работы в научно-методических изданиях, в сборниках конференций, в СМИ. План профильной смены «Время Первых: ЭКО-десант», формы работы, ключевые дела Работа «штаба Хранителей» Экологический десант Хранителей 27.05.2024г. День 1. День Начинаний Подготовка визитки, Рассказ о флагманских проектах девиза, представления Движения Первых по направлению команды. Выбор «супер- «Экология и охрана природы». Старт способностей» команды формирования «банка идей». Создание Хранителей «чата» отряда для записи идей; создание отрядного уголка: кодекс команды, девиз, символ, создание доски для мозгового штурма «Я обещаю себе...». Общелагерные мероприятия (инвариантный блок) Торжественное открытие смены; Представление команд, конкурс визиток. Маршрутная игра-вертушка «Эко Детективы». Общелагерный сбор «Всероссийская юннатская встреча». 28.05.2024г. День 2. Мы в Движении Линейка, классная встреча, проектная сессия, коллективное творческое дело. «Танцевальноразвлекательная программа». Спектакль театра «Читиген» 29.05.2024г. День 3. Быть с Россией Линейка, тематические полчаса песни, акция «Письмо другу», классная встреча, ярмарка, концертная программа 30.05.2024г. День 4. День Воды Мозговой штурм Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб Торжественное мероприятие с «Водосбережение» не вытек океан» квизом, творческими номерами и соревнования ми «Дар Воды» 31.05.2024г. День 5. День Борьбы с мусором Блиц «ничего лишнего» Акция «Утилизатор» Маршрутная игра «Хламу нет». 1.06.2024г. День 6. День экоинформации Интерактив «Экологическое бинго» Акция «Чистое село начинается с тебя» Интеллектуальный турнир. Конкурсно -развлекательная программа «Путешествие в страну детства» (Площадь СДК) 2.06.2024г. День 7. День Дома Игра «Мой экодом» Мастер-класс «Как сделать дом зеленым» День самоуправления КТД «Идем друг к другу в гости» 3.06.2024г. День 8. День биоразнообразия Эрудицион «Планета для Проблемная дискуссия всех одна» 1. Интеллектуальный чемпионат «Красная книга» «В гостях у ученого» – знакомство с деятельностью ведущих экологов, биологов. 2. Сказка «Кто украл светофор». Спектакль театра «Читиген» 4.06.2024г. День 9. День творчества Подготовка мастер-клас са Флешмоб «Творим вместе с природой» Мастер-классы с отряда и номеров для руководителями творческих концерта объединений. Творческий концерт-капустник самодеятельности отрядов 5.06.2024г. День 10. День Юнната Экологическая игра «Зеленый калейдоскоп» Операции юннатского движения: «Крылатое семечко», «Зеленый мир», «Радужный ковер», «Чистая вода», «Муравей» и другие 6.06.2024г. День 11. День литературы Мастер-классы с взаимопосещением отрядов «ЭкоАрт». Подготовка к конкурсу чтецов Конкурс чтецов на лучшее рассказывание Конкурс рисунков к 225-летию стихотворений А.С. Пушкина со Дня рождения А.С. Пушкина «Мой Пушкин» (СДК) 7.06.2024г. День 12. День Здоровья Интерактив «Здоровое Квест на территории «Фото- охотник» питание» «Робинзонада». Вечер веселых игр и конкур- сов. Спортивные командные игры, соревнования 8.06.2024г. День 13. День Воздуха Игра с обсуждением «Воз- Акция «Вместе за чистый воздух» дух» Интеллектуальный мара- фон. «В гостях у ученого» – встреча-исследование с представителями лабораторий, специализирующихся на проведении экспертизы воздуха 9.06.2024г. День 14. День Леса Игра «Сила Леса» Творческая мастерская «Эко- Тропа» Турнир «Знатоки леса» Лесная эстафета. 10.06.2024г. День 15. День климата Экологический интерактив «Сила климата» Информационный час «При- родные катастрофы» 1. Брейн-ринг «У Природы нет плохой погоды». 2. Информационный час «С чего начинается Родина» (СДК) 11.06.2024г. День 16. День Экопрофессий Ролевая игра «Ярмарка эковакансий» Час общения «Мое призвание» Интерактивная площадка совместно с социальными партнерами – общественными организациями, предприятиями и др. «Мир экопрофессий» 12.06.2024г. День 17. День экологичного образа жизни Интерактив «Собираем свой EcoBox» Мастер-классы по созданию многоразовой упаковки Интеллектуальное соревнование между командами «Эко-Марафон». Открытый мозговой штурм «Экологичные привычки» 13.06.2024г. День 18. День природы России Экологическая викторина Интерактивные чтения «Родина нашими «Природные богатства глазами» России» Подготовка к конкурсу видеоклипов Творческий экологический квиз «От Волги до Енисея» «В гостях у ученого» – встреча представителем Русского географического общества 14.06.2024г. День 19. День туриста «Родные просторы» Оформление выставки, конкурс чтецов. рисование на природе, сочинение стихотворных строк. 15.06.2024г. День 20. День Здоровья Игра – путешествие «На волшебном поезде». Проведение творческих Игра-квест "Быть здоровым здорово" конкурсов на спортивную тематику: -рисунки на асфальте - игры аттракционы - спортивны танцы, стихотворения и песни о физической культуре и спорте 16.06.2024г. День 21. День Будущего Игровая программа для детей «Мой веселый звонкий мяч» (СДК) Интерактив «Я обещаю себе» Анкетирование по итогам смены Квест «Эко-ассорти». Посвящение в Юннаты Торжественное закрытие смены Конкурс видеоклипов 7. Список литературы 1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2006. 2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: избр. психолог. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 1995. – 345 с. 3. Большаков А.П. Концептуальные основы формирования компетенции экологической грамотности в современном образовании // Педагогический журнал. – 2018. – Т. 8, № 1А. – С. 28-36 4.Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие. – М.: ФСО РФ, 1998. 5. Гринечко Е.Д. Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №1. – с. 88-93. 6. Даурова Н.В., Соколова А.А. Методика проведения комплексных исследовательских экспедиций со школьниками: учебное пособие / сост. Н.В. Даурова, А.А. Соколова – СПб.: ДТДиМ Колпинского районаСанкт-Петербурга, 2017 – 223 с. 7. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности участников: автореф. дис докт. пед. наук -М., 2009. – 36 с. 8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989 г. 9. Казанбекова А.А. Учебное пособие «Сборник кейсов, проблемных ситуаций и деловых игр по дисциплине «Экология природопользования». – Махачкала: Издательство ДГУНХ, 2019 – 70 с. 10. Кирпичник А.Г. Типы детских и юношеских объединений и особенности участия взрослых в организации их деятельности // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детскихи юношеских объединений. – Кострома, 1994 – С. 6 – 10. 11. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования участников: учебно-метод. пособие. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000. 12. Лебедева М.В. Экологическое воспитание как актуальная психолого- педагогическая проблема // Среднее профессиональное образование. –2007. – № 10. – С. 8-9 13. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные смыслы личностиII Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – M., 1997. – С. 156-176. 14. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – Сост. А.Б.Шипунов. – Москва, 1998. 15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., Просвещение, 1981. 16. Львова В.Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы:дис канд. пед. наук: 13.00.01. – Чебоксары, 1998. – 240 с. 17. Мансурова С.Е. Методологические основы экологической грамотности школьников // Материалы ежегод. науч.-практ. конф. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». – М., 2017. – Т. 4. – С.118-122. 18. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. – СПб: Питер (Сер. Мастера психологии), 2021. – 400 с. 19. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися / под общ. ред. М. М. Бостанджогло. 20. Организация и проведение спортивных туристских походов с обучающимися. Безопасность на маршруте. Сборник методических материалов. / Сост. А. В. Ложкина. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2019 – 26 с. 21. Программы деятельности Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) [Текст]. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2009. – 149 с. 22. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., Владос, 2002. – 169 с. 23. Сабрекова М. С. Новый подход к пониманию экологической куль- туры в контексте устойчивого развития // Современный ученый. 2020. №1. – С. 171-177. 24. Спортивный туризм: Учеб. пособие / Под ред. С. П. Евсеева, Ю. Н. Федотова. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. 25. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993. 26. Трегубова О.Н. Возрастные особенности младших подростков как фактор формирования экологической культуры личности/ Вестник Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета. – №1. – 2014. 27. Экологическое образование школьников: Учебн. пособие / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.,1983. – 215с. 28. Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений: сборник материалов Первой Всероссийской НПК: г. Новосибирск, 26-27 ноября 2014 года [под ред. Е. Н. Дзятковской, И. В.Габер]. – Новосибирск : НИПКиПРО, 2014. – 266с. Приложение Инструктажи по технике безопасности для воспитанников лагеря 1. Правила поведения детей в пришкольном лагере. 2. Инструктаж по проведению прогулок и экскурсий. 3. Инструктаж по проведению спортивных и подвижных игр. 4. Инструктаж по проведению спортивных соревнований. 5. Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций у детей. 6. Инструктаж по противодействию терроризму в лагере. 7. Правила дорожного движения детей. Разработка безопасного маршрута «Дом – пришкольный лагерь, пришкольный лагерь дом». 8. Памятка по правилам поведения на природе. Анкетирование по итогам смены Хотелось бы тебе еще раз принять участие в подобной смене? Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет Насколько интересно был организован твой отдых? Очень интересно, я узнал(а) много нового Интересно, я отдохнул, но нового ничего не узнал Мне было неинтересно Что для тебя было самым интересным в профильной смене? Посещение разных организаций, экскурсии Экологические акции Создание дизайн–проекта цветника Игровые и интерактивные мероприятия Творчество, мастер–классы Игры Другое (вписать) Какие новые способности ты раскрыл в себе в профильной смене? Творческие Исследовательские Организаторские Трудовые Коммуникативные Затрудняюсь ответить Как ты оцениваешь свои экологические знания и навыки после проведения смены? (выделить нужное) Я знаю, как вести себя, чтобы снизить свой экослед и как можно меньше вредить природе. Я умею придумывать и создавать красивые цветники (рабатки и др.) и смогу делать их в жизни. Я знаю, как определить экологическое состояние леса, луга или водоема, умею находить виды, указывающие на чистоту или загрязненность природных сообществ и проводить наблюдения. Я знаю, как правильно вести себя на природе, чтобы не навредить ни ей, ни себе. Я хотел бы в будущем получить профессию, связанную с природными объектами (цветовод, ландшафтный дизайнер, эколог, зоолог и др. – вписать нужное). Твои предложения и пожелания организаторам смены? «Дневник ЭКО-ДРУГ» Термин «ЭКО-ДРУГ» переводится как «Дружественный природе». Это человек, который не просто любит природу, но и понимает ее проблемы и вместе с другими друзьями природы старается ей помочь своими ежедневными действиями. Надеемся, что работа над «Дневником ЭКОДРУГ» поможет тебе сделать правильный выбор в пользу здорового и экологичного образа жизни и стать одним из тех, кто ежедневно своими усилиями помогает сохранять природу нашей прекрасной планеты. Дневник является отчетным документом о прохождении профильной смены. Постарайся заполнять каждую страничку подробно и честно. Тогда все мероприятия смены будут для тебя максимально полезными. Желаем успехов! Давайте познакомимся Моя фотография Я (фамилия)________________ имя__________________________ отчество______________________ класс________________________ дата рождения_________________ возраст_______________________ дата начала работы ______________ мои ожидания__________________ ____________________________ Дата: Время: Название мероприятий: Дата: Время: Название мероприятий: Тематика (подчеркнуть): здоровый Тематика (подчеркнуть): образ жизни, сокращение экоследа, здоровый образ жизни, цветоводство и ландшафтный сокращение экоследа, дизайн, содержание животных, цветоводство и ландшафтный наблюдения и исследования в дизайн, содержание животных, природе. наблюдения и исследования в Сегодня я узнал (не меньше 5-и природе. пунктов): Сегодня я узнал (не меньше5-и ___________________________ пунктов): ___ _________________________ ___________________________ __ ___ _________________________ ___________________________ __ ___ _________________________ ____________________________ __ ___ _________________________ ___________________________ __ ___ _________________________ Сегодня я научился(ась): __ ___________________________ Сегодня я научился(ась): ___ _________________________ ___________________________ __ ___ _________________________ ______________________________ __ ___ _________________________ Самый яркий и интересный __ момент: Самый яркий и интересный ___________________________ момент: ___ _________________________ ______________________________ __ ____ _________________________ ___________________________ __ ___ _________________________ Открытие дня: __ ___________________________ Открытие дня: ___ _________________________ ___________________________ _ ___ Итоги посещения (мои выводы) _________________________ ___________________________ _ Итоги посещения (мои ___ выводы) ___________________________ _________________________ ___ __ _________________________ ___ Мои итоги смены Предложения и помощь Открытия руководителя смены _________________________ ________________________ Мои успехи __ ________________________ ________________________ Мои неудачи __ _______________________ ________________________ Мои новые привычки __ __________________ ________________________ Мои __ вопросы_____________________ ________________________ __ __ Мои ________________________ заметки________________________ __ Я обещаю ________________________ себе______________________ __ ________________________ __ _________________________ __